Порой мне кажется, что квестам нет места в современной игровой индустрии. Чем динамичнее, зрелищнее и дороже игра — тем лучше она продается и оценивается. Всякие яркие Assassin Creed’s, попсовые, но зрелищные Mass Effect, пострелушечные Modern Warfare. Даже стратегии становятся другими. Меньше думай, больше действуй. Как-то так.
И чем может всем им ответить обычный квест?
Может быть, это мое личное заблуждение, может быть, тенденция. Но квесты все же взяли и ушли из моей жизни. И даже если я пробовал во что-то играть, то быстро забрасывал. Скучно, медленно, опять скучно. Пустые разговоры, потом задачки. И в какой-то момент я решил полностью отказаться от игр этого жанра.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/527/normal/tww_2010-04-25_19-28-13-43.jpg)
Но недавно что-то надо было мне узнать о разработчиках «Машинариума» (такого рода игры квестами не считаю — это головоломка, диалогов-то нет), и последний проект, что значился на их сайте — был The Whispered World. Почесал затылок и решил попробовать. Все-таки путешествие робота было довольно любопытное. Может и клоун меня развеселит.
Через какое-то время установил, запустил и увидел — да это я где-то ошибся. К «Машинариуму» игра не имеет никакого отношения. Не на flash, совсем иная стилистика и вообще — The Whispered World самый что ни на есть классический квест. Разноцветные субтитры над головами говорящих, хождение по локациям, неспешность. Но коль запустил — не выключать же. Тем более даже мысли нажать «выход» не возникало.
Мы старый мир сотрем до основания
Наш герой — юный клоун Сэдвик. Он живет в небольшом семействе бродячих циркачей вместе с братом и дедушкой.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/530/normal/tww_2010-04-26_13-21-50-99.jpg)
И начинается игра с того, что герою приснился кошмар и он, задыхаясь, проснулся. Вскоре Сэдвик начинает жаловаться, что этот сон он видит снова и снова. И уже даже не помнит, когда мог нормально поспать.
И вот со вздохом мы выходим на улицу. Брат уже пытается поиздеваться над нами, дед же и вовсе не понимает — что мы от него хотим. Точнее он даже не может разобраться — кто перед ним. И называет Сэдвика именем брата. И единственный, кто относится к нам дружелюбно — это наш питомец Спот. Вечно улыбающаяся гусеница, которая всюду ползает за нами. Этакий пес… Только гусеница.
И вот мы стоим слева от деда, справа от брата. К кому не подойдешь — только и расстраиваешься. Тем более герой наш не особо веселый парень. Его не понимают, ему не верят, что он старается, его не хотят слушать, что клоунство — это не для него. Плюс каждый день его мучает мысль, что надо учить главный трюк — выстрел из пушки. Выстрел себя из пушки. Да еще брат, опять-таки, постоянно донимает этим.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/528/normal/tww_2010-04-25_20-52-58-31.jpg)
И вроде бы солнышко светит, гусеница улыбается, а Сэдвик темнее всего остального на поляне. И где же тут случиться геройству? Мы хотим уйти, просто уйти погулять по Осеннему лесу, но только стоит отправиться в путешествие, как через несколько минут мы возвращаемся обратно с другой стороны. Сюда нас выводит тропа. Без карты не можем и шагу ступить — теряемся.
Ну и вот когда мы таки выбираемся из «дома», то начинаются первые интересные события. Возле озера натыкаемся на посланника короля с какой-то сковородкой на голове. И мы вроде невзначай рассказываем ему о ночных кошмарах. Он предполагает, что это могут быть видения. Вот только случаются они, по его словам, лишь у важных персон: королей, посланников королей... Не клоунов.
Однако нам все же получается стать ему товарищем, и он нас просит о помощи и дает первое поручение. Дальше будет исчезновение глашатого, съедение магического камня гусеницей и встреча с пророчицей. Она же и положит начало нашим приключениям. Ибо выслушает рассказ о кошмарном сне, впадет в транс и скажет, что мир в опасносте, конец света придет очень скоро. А разрушит все мироздание… сам Сэдвик.
Да, вот вам и интрига! А каков удар это по самому Сэдвику — он же маленький, он же скромный. Ему ведь сложно. И он обещает себе, что не допустит того, что настанет конец света. Вот только рассказчик в начале игры говорит нам, что хоть мы и любим веселые истории со счастливым концом, но это — не такая.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/534/normal/tww_2010-04-26_20-24-17-33.jpg)
Дальше раскрывать сюжет не буду. Незачем это делать. Гораздо приятнее будет посмотреть самим, что же это за мир такой, что за приключения ждут Сэдвика и почему его мучают ночные кошмары.
Герой моего времени
И так, хватаясь за эту историю, читая диалоги да разгадывая загадки, я и прошел игру. И что поразительно — она совсем меня не напрягала. Я уже говорил выше, что просто не мог играть в квесты. Душа не лежала. Скучно было. А здесь — нет. Здесь ждешь каждого диалога и заглядываешь в прохождение, дабы быстрее продвинуться дальше и посмотреть, что случится с Сэдвиком.
Этот клоун — теперь один из моих любимых главных героев. Мы часто встречаем «идеальных» людей в играх. Они бравые, они остроумные, они ведут за собой армии. Или наоборот — они гнусные, они жалкие, они… они чересчур. Что угодно чересчур. А Сэдвик флегматик в шутовском костюме. Причем флегматик, которому и лет-то не очень много. Он еще дитя. И все его монологи да диалоги строятся так, что просто счастливо улыбаешься от его искренности, наивности и легкой грусти.
Вот в самом начале игры Сэдвик смотрит на шкуру медведя и говорит: «А ты действительно умер или просто прилег подремать? Ох, в мире столько вещей, которые нельзя знать наверняка…». Или когда он видит статую с пятью руками: «Не представляю, зачем кому-то аж пять рук? Мне-то и две деть некуда». И его постоянные обращения к Споту, который просто с улыбкой смотрит на него: «Спот, ну же, сделай хоть что-нибудь? Нет… О-о-х, надо было заводить зверя, от которого есть прок…». Или когда не мы, не Спот ничего сделать не можем, но все же заставляем пытаться гусеницу разобраться с проблемой, герой, подражая взрослым, произносит: «Если хочешь сделать что-то, сделай это сам!..».
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/532/normal/tww_2010-04-26_13-46-19-40.jpg)
Да, у него даже после восклицательного знака идет многоточие. А самая любимая фразочка Сэдвика — это «О-о-ох…». Так он комментирует половину своих слов и действий. Но что самое важное: любая его наивная реплика — не банальна. Он не сыпет избитыми фразочками и не комментирует происходящее в духе Кэпа. Мол, «Это стакан, из него пьют воду. Сейчас у меня нет воды, а потому мне делать с ним нечего». Такую чушь он никогда не скажет. Он видит запертую дверь, на которой нарисован череп и произносит: «И как же ее открыть? Может, этот череп говорит нам, что пускают сюда только тех, кто кого-то убил? Или надо прикончить себя?». Если мы попытаемся кинуть камень в дверь, он скажет: «Ну да, демоны, что скрываются за этими дверьми в ад, увидят мой камень и начнут вопить “О, у маленького клоуна с собой камень, у него камень!”, а потом разбегутся и отопрут. О-о-х…». Ну а когда мы все же откроем проход, Сэдвик с грустным торжеством в голосе произнесет: «Ну вот, маленький клоун отворил проход в ад…».
Я все это привожу к тому, что здесь действительно интересно слушать диалоги и монологи. Разговоры — это ведь половина игры. И именно в The Whispered World я слушал абсолютно все реплики до конца. И даже не пытался читать и проматывать. Озвучка настолько хороша, насколько это вообще возможно. Даже в отличных мультиках актеры не столь потрясающе играют. Оскара бы им.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/535/normal/tww_2010-04-30_12-21-56-34.jpg)
И на всякий случай замечу, что забавно и интересно рассуждает не только Сэдвик. Все персонажи (может быть, за исключением одного-двух) безумно радуют своими высказываниями. Брат, например, что бы мы ни говорили, все сводит к тому, что мы бесполезны, ленивы и скучны. Например, Сэдвик рассказывает ему что-то, а потом скажет: «Ладно, это не имеет значения». На что сразу же последует ответ: «Да, как и все, что ты делаешь». А уж насколько хороши говорящие камни. Я даже пересказывать не буду. The Whispered World можно запустить только ради того, чтобы придти их послушать.
Ну и чтобы вам было легче понять — сделал кусочек видео. Тут можно послушать, как разговаривают персонажи.
Ну а сама концовка… «О-о-ох…»
Задачки щелкаем. А порой и нет…
И перед тем, как вновь поговорить о сюжете и атмосфере разберемся окончательно с «технической» частью — со всеми загадками, головоломками и поисками истины, дабы продвинуться дальше.
В первой и второй главе — задания не очень уж и сложные. Прохождением я пользовался, но до многого можно было легко дойти самостоятельно. Но, повторюсь, чем ближе к финалу, тем суровее. И разработчики будто снежный ком катят — с каждым часам мозги вскипают быстрее.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/533/normal/tww_2010-04-26_19-42-19-57.jpg)
И это отнюдь не во благо. The Whispered World не про решение задачек. Они здесь жутко второстепенны, а если вы любите все проходить сами и не хотите использовать гайды, то можете часто застревать. И тогда теряется атмосфера, теряются те чудесные ощущения от игры.
Ну и еще очень много неоднозначностей. Вот, например, есть завод. Если зайти внутрь и покрутить вентиль, то мощный пресс расплющит любой предмет. И нам, по всей видимости, надо пройти как-то дальше, что-то придумать. Вот мы и стоим возле этого чуда техники и думаем, чтобы туда закинуть да как это вообще нам поможет? И последнее о чем можно догадаться, так это в тиски засунуть Спота — нашего гусеничного друга! А ведь это правильное решение.
Но чисто по механике все довольно просто. Если нажимаем «пробел», то все интерактивные предметы подсвечиваются. А если в театре висит ружье, то оно обязательно выстрелит. Так и тут, если что-то есть, то это надо как-то задействовать (как в обычных квестах, тут герой может брать, смотреть, говорить с предметом), а возможно надо применить какой-то из предметов инвентаря на сей объект. И вот тут уже появляется интересное отличие игры от остальных квестов. Наш товарищ Спот — тоже может быть использован. Причем по мере прохождения он получает новые «воплощения» и может быть, например, либо круглым, либо длинным. Потом еще обучится гореть и пыхать пламенем, словно твой дракон. Ну и еще кое-какие формы будут.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/531/normal/tww_2010-04-26_13-38-39-00.jpg)
И тогда голову ломать приходится еще больше, ибо порой нелогичные задачки вводят в ступор и заставляют нас применять Спота ко всему на свете. В колокольчик позвонить не получается? Ну, может в него гусеницей швырнуть, чтобы зазвенел? Нет, ну ладно, а может Спот подожжет его? Опять мимо? Да что же такое…
Хотя, повторюсь, все же чисто поиско-разгадывательная часть здесь не главное. Гораздо приятнее погрузиться в атмосферу, почувствовать игру. Мне было приятно проходить The Whispered World, регулярно заглядывая в прохождении. Это нисколько не мешало.
Не детская детская игра
Как говорила моя преподавательница русской литературы: «Нет женской литературы и нет мужской. Даже нет детской. Есть просто — литература». Как детские стихи или сказки, которые не просто нравятся дошкольникам, но и приводят в восторг их родителей.
Вспоминать Пушкина с его сказками, наверное, пошло, потому можно сказать о том же Чуковском, чьи детские стихи отлично читаются и нами с вами. А замечательные песни типа «Пусть бегут неуклюже» и прочие? Нет детских игр, есть просто — игры.
И вот The Whispered World как раз такая «не детская» игра. С какой стороны ее разглядывать не будешь — ну не взрослый это проект. Рисовка специфическая, как мультфильм для самых маленьких. Герои — нарочито злые, излишне веселые, чуть ли не фантастические. Таких в жизни не бывает… А может мы просто их не видим.
![Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры Ускользающий Мир - "Эпохе современной - привет из золотой!". Обзор игры](/system/attached_images/images/000/178/529/normal/tww_2010-04-26_13-11-23-75.jpg)
Любой диалог — простым языком, без смешной, и будто бы незаметной детям пошлятины, как любят делать в мультфильмах. И проблемы у героя детские. Ну как же так — еще недавно он горевал, что дедушка готовит невкусно и постоянно пихает его едой, когда он сытый, а также жаловался на злого старшего брата, а тут раз — и он мир разрушит. Где справедливость?..
Он не понимает проблем взрослых. Да и показаны они совсем иначе, чем есть в жизни. Огромная фабрика, которая кормила всех жителей небольшого острова, перестала работать. Почему? Ее хозяин добыл 10 000 жемчужин, а это так много, что теперь он лишь спит целыми днями (да и то не в постели, а за рабочим стлом — в спальне нет места, везде жемчужины). А поселение из-за остановки производства практически вымерло.
Сложно сказать, как охарактеризовать такой квест. Не буду говорить избитое «взгляд на мир глазами ребенка». Здесь не совсем так, но что-то искренне детское есть в игре. Но она, как та детская литература, которой нет…
The Whispered World — особое, приятное и душевное приключение. Это очень добрая игра с грустными мотивами. И после нее хочется чего-то возвышенного, чего-то хорошего, чего-то… другого. Недавно я неистово хвалил StarCraft 2 , но тут ощущения от игр не сравнить. SC2 — это культура, это уже образ мышления, а The Whispered World глубокая книга. Прочитал, закрыл и надолго запомнил.
Так что если вы хотите чего-то волшебного, сказочного и интересного — то я искренне советую попробовать. Я даже не знаю, когда будет еще другой подобный квест. Очень верю, что немцы сделают еще нечто схожее. Теперь они одни из тех разработчиков, которым действительно хочется подойти и сказать: «Спасибо».
Помню у тебя как-то раз в комментах спросили.
Сейчас нет сил читать(
Плюсатор LaCTuK 44
Плюсатор AlexisSK 15
пробел сьел
Геймер Mr_Moxnat 41
Плюсатор KpeoH 29
Плюсатор sergiyseriy 29
______________________
Геймер Roger_Wilco 37
Геймер Roger_Wilco 37
Геймер tyomy4 2
Геймер Roger_Wilco 37
Плюсатор agrippa 54
Плюсатор agrippa 54
1) один из не многих квестов, которые могут похвастаться острым юмором, который разрывает живот
2) как бэ myst был из того же теста (косвенно можно даже шерлока холмса приплести), а уже не говорю о многочисленной серии обучающих квестов МедиаХаус аля Физикус, Химикус, которые довольно популярны среди любителей жанра
PS Всем
Мне в башку запало и не могу вспомнить квест. Может кто поможет. Немецкий, Клавиша подсвечивания предметов, Кажется про детей, мир толи будущий, толи космический. Может быть еще не вышел, но довольно частенько о нем упоминали в журналах. Может кто даст хоть какие-нибудь намеки?
Геймер Roger_Wilco 37
Геймер Roger_Wilco 37
А тут Аква :(
Отличные задники, да. Но общее впечатление от графики, если не делать скидок на "умерший жанр рисованных квестов", честно говоря, не очень.
Жаль, что отлично справившись в одном, немецкие разработчики поскупились на плавную анимацию и более "удачные" загадки.
Плюсатор Teodorix 40
Жаль, что отлично справившись в одном, немецкие разработчики поскупились на плавную анимацию и более "удачные" загадки.
Плюсатор agrippa 54
Не "тупо" очередной копипаст, а действительно интересно... Спасибо, побольше бы таких материалов :)
Геймер AlexLich 25
Очень рекомендую, к слову.
Плюсатор Magrat 45
Очень рекомендую, к слову.
Плюсатор agrippa 54
Буквально тока что вышла русская версия Runaway 3
Плюсатор lebenundtod 17
Ну, каков "Фобос" - я знаю. Я говорю про классический квест, типа "Брокен Сворд".
Я считаю, вам на stopgame пора уже ввести два вида рецензий:
1) Для тех, кто не играл в игру, описывающая общие впечатления и стоит ли ее покупать
Геймер Roger_Wilco 37
Буквально тока что вышла русская версия Runaway 3
Геймер Roger_Wilco 37
Очень рекомендую, к слову.
Перевод от Софт-клаба действительно хорош.
Обрати внимание также на
Я и не говорю, что прямо один-в-один, но дневные пейзажи и некоторые существа напоминают, очень напоминают )
И я не скажу, что рисовка, как в мультиках для детей дошкольного возраста ))
Плюсатор Magrat 45
Мне в башку запало и не могу вспомнить квест. Может кто поможет. Немецкий, Клавиша подсвечивания предметов, Кажется про детей, мир толи будущий, толи космический. Может быть еще не вышел, но довольно частенько о нем упоминали в журналах. Может кто даст хоть какие-нибудь намеки?
Плюсатор Magrat 45
Геймер Roger_Wilco 37
Плюсатор agrippa 54
Геймер Roger_Wilco 37
Плюсатор agrippa 54
Геймер Roger_Wilco 37
Плюсатор agrippa 54
Это меня покритиковало сильно, да :) И критику я люблю. Просто сейчас ты не критикуешь, а занимаешься, прости, черт знает чем. Предлагаешь что-то менять на stopgame.ru, говоришь о назначении рецензии вообще.
Геймер Roger_Wilco 37